Skip to Content

Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин"

акрихин
 
Информация о компании
ОАО "Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин" - ведущий российский производитель фармацевтической продукции, с численностью работающих 1600 человек.

В номенклатуре комбината около 180 наименований препаратов всех основных фармакотерапевтических групп. 40% выпускаемой продукции входит в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" Правительства РФ. Из них более трети - препараты, защищенные товарным знаком - приставкой "АКРИ".

Ситуация
В 1998 году на предприятии назрела необходимость комплексной информационной системы, способной объединить всю совокупность разрозненных данных и оперативно предоставлять ее в запрашиваемом формате как внутренним, так и внешним пользователям.

В результате тщательного исследования рынка программного обеспечения и анализа своих потребностей руководством комбината была выбрана система управления предприятием Navision.

"Важными критериями выбора данного продукта были функциональность и технологичность программного продукта, наличие развитых инструментальных средств разработки, поддержка современной СУБД и небольшое время отклика системы, - говорит начальник отдела информационных технологий (ОИТ) Сорокин Игорь, - а также возможность интеграции с уже используемыми программными средствами, величина затрат на приобретение лицензий, внедрение и сопровождение информационной системы".

Решение
В 2001 началось активное внедрение программы силами компании "Импакт-Софт" и отделом информационных технологий Акрихина (ОИТ). От внедрения данной системы управление комбината ожидало решения следующих основных задач:

  • автоматизация производства;
  • автоматизация учета основных средств.
  • эффективного управления потоками снабжения-сбыта;
  • оперативный складской учет;
  • бухгалтерский учет с развернутой аналитической базой;
  • оперативный финансовый учет;
  • планирование потребностей в материалах (MRPII) и производственных мощностях (CRP);
  • управление производством;
  • автоматизация учета продаж, с привлечением отдела продаж и склада готовой продукции;
  • автоматизация складов химсырья,
  • автоматизация отдела закупок;

Ранее эти задачи решались при помощи разных разрозненных программ, работающих под DOS

Внедрение решено было начать с финансового отдела. В ходе автоматизации данного участка была настроена передача данных из Navision в систему "Клиент-Банк". В процессе практического применения программы и пользователи, и сотрудники ОИТ лучше поняли логику программы, ее особенности и возможности. После удачной автоматизации этого участка был задействован участок бухгалтерии по учету закупок и расчетами с поставщиками.

Перед переходом к автоматизации складских операций специалистами компании "Импакт-Софт" было предложено перейти на более новую версию системы, которая помимо набора усовершенствованных характеристик обеспечивала ведение посерийного учета на ХФК "Акрихин". В 2002 г. был завершен переход на новую версию - Microsoft Business Solutions Navision. Специалисты компании "Импакт-Софт" разработали программу переноса данных в новую версию, а сотрудники ОИТ протестировали работу функционала программы на внедренных участках.

Далее был автоматизирован участок расчетов с подотчетными лицами и касса. При этом бухгалтера данного участка сразу смогли оценить некоторые из преимуществ новой программы, т.к. операции, связывающие банк и кассу (например, приход денег из банка в кассу), проводятся в финансовом отделе. Таким образом, повторный ввод информации на разных участках был исключен.

На следующем этапе внедрения работа специалистов компании "Импакт-Софт" и сотрудников ОИТ была разделена на несколько параллельных участков:

  • автоматизация учета продаж, с привлечением отдела продаж и склада готовой продукции
  • автоматизация складов химсырья, которая затронула также отдел закупок
  • автоматизация учета основных средств

Спецификой фармацевтического предприятия является посерийный учет сырья. Возможность реализовать его в рамках Navision была одним из ключевых моментов при выборе программного обеспечения. Использование гибкого инструмента трассировки в целях ведения посерийного учета позволило реализовать метод ЛИФО для списания в производство сырья и материалов. Теперь кладовщик владеет информацией о том, какие серии, когда поступили и где размещены на складе, в какие цеха ушли и каков процент брака.

Так же в данную цепочку вошел отдел технического контроля (ОТК), который ведет анализ поступившего сырья и формирует паспорта качества.

Для удобства выполнения складских операций, связанных с посерийным учетом, специалистами компании "Импакт-Софт" совместно с отделом информационных технологий (ОИТ) было проведено ряд настроек программы, значительно облегчивших работу пользователей.

Информация о контрактах покупки используется финансовым отделом при оформлении платежей импортным поставщикам в соответствии с требованиями валютного контроля. Вследствие чего компания "Импакт-Софт" реализовала возможность их использования при проведении платежей.

Благодаря тому, что специалисты компании "Импакт-Софт" совместно с ОИТ разработали метод, исключающий повторный ввод информации (который существовал ранее при обработке данных в локальных программах), на комбинате стало существенно экономится рабочее время.

Таким образом, внедрение участка "Покупки&Поставщики" соединило информационные потоки отдела закупок, ОТК и складов химсырья, что также нашло свое отражение в бухгалтерии и финансах.

"Полная автоматизация участка "Покупки&Поставщики" в системе Navision помимо достижения основной цели (работы в едином информационном пространстве) стала также ярким примером, как для самих пользователей, так и для сотрудников нашего отдела возможностей данной программы, - говорит Демина Елена, начальник сектора Постановки и внедрения, - Успешная реализация планов, намеченных руководством ХФК "Акрихин" и специалистами компании "Импакт-Софт" позволяет нам надеяться на претворение в жизнь и других задач внедрения".

Результат
Внедрённая система позволяет проводить планирование ресурсов и закупок для обеспечения производственной программы на требуемый период. В системе ведется информация о единицах хранения и производственных маршрутах, для планирования закупок сырья и материалов с учетом остатков на складах, спецификациях, нормах расхода сырья и вспомогательных материалов на готовую продукцию. Спецификации готовой продукции и полупродуктов могут быть многоуровневыми (до нескольких уровней вложенности).

На основе прогноза продаж и плановых остатков система позволяет рассчитать производственное задание на требуемый период. В Microsoft Navision реализована функциональность для производственного прогнозирования и объемно-календарного планирования (MPS) и MRP. На основе производственного задания и остатков сырья и вспомогательных материалов в системе формируется план закупок. После согласования на наличие необходимых мощностей и ресурсов, производственная программа была запущена в работу. В процессе работы система формирует производственные заказы, на основе которых ведется учет потребления в производство сырья, вспомогательных материалов и полупродуктов, а также выпуск готовой продукции. Производственные заказы служат для планирования будущего производства и контроля текущего производства. При учете фактического потребления сырья и материалов на конкретный производственный заказ (по операционным листам), автоматически рассчитываются отклонения от плановой потребности (по нормам расхода). Основным итоговым документом является производственно- технический отчет, где указывается расход всех компонентов с плановыми и фактическими показателями.

Система отслеживает в реальном режиме времени посерийные остатки в цеховых складах, а также всю цепочку движения товарно - материальных ценностей в компании от закупки сырья и вспомогательных материалов и потребления их в производство до передачи готовой продукции на склад и ее реализации.

Теперь обработка данных протекает намного оперативнее, чем это было ранее. Данные, являющиеся общими для нескольких подразделений (операции по банку и кассе, заказы по поставку и продажу, курсовая книга и др.), заносятся в систему однократно и видны тем пользователям, которым они необходимы.

Итогом работы является получение фактической полной себестоимости производимой продукции. Запуск производственного блока позволил связать в единую информационную среду различные подразделения комбината, задействованные в производственном процессе - производственные цеха, производственно - технический отдел, отдел закупок, производственную бухгалтерию.