Айс-Фили
О компании
ОАО "Айс-Фили" (до приватизации 1992-го года - Хладкомбинат N8) - старейший производитель мороженного в России - было основано в 1937 году по инициативе наркома промышленности Анастаса Микояна. На сегодняшний день Айс-Фили входит в пятерку крупнейших российских производителей мороженного. Ежегодно предприятие выпускает около 14 тыс. тонн холодного лакомства, а также более 3,2 тыс. тонн жидкой и твердой углекислоты, которая применяется в пищевой промышленности, медицине и других областях. Среднегодовой оборот ОАО "Айс-Фили" составляет $26-27 млн., а ежегодная прибыль - $1,5-2 млн.
Ситуация
Впервые о внедрении новейших информационных систем руководство Айс-Фили задумалось в конце 2000 года, когда стала очевидной необходимость получения оперативной информации о движении товарных и денежных потоков предприятия и формированием современных инструментов продаж. Старейший производитель мороженного получил в наследие от советского прошлого громоздкую и неповоротливую систему управления нацеленную на сбыт продукции в условиях ее дефицита на рынке. На предприятии было множество информационно разобщенных служб и подразделений, а руководство с трудом могло планировать текущую деятельность, сколько, например, готовой продукции завод в состоянии отгрузить в тот или иной момент и сколько сырья и упаковки необходимо закупить, чтобы не осталось сверхнормативных остатков на складах. Это приводило к срывам поставок продукции клиентам в летний период и, как следствие, уходу части разочарованных клиентов к конкурентам. В итоге доля продукции ОАО "Айс-Фили" на рынке после 1998 года стала ежегодно сокращаться. Стало очевидно, что если руководство Айс-Фили не пойдет на серьезную реформу бизнес-процессов в компании, оно может потерять свои позиции на рынке, вплоть до банкротства. В 2001 году предприятие объявило тендер на создание информационной системы управления. В тендере принимали участие такие системы как "Эталон", "Парус", Navision и ряд других российских и зарубежных программных продуктов.
Решение
Несмотря на то, что российские решения отличала невысокая цена и хорошо отлаженная система российского бухучета, они не отвечали всем запросам предприятия. "Особенность нашего предприятия заключается в том, что 60% всех финансовых операций - это отражение учета производства продукции на основе рецептурного производства. Основная особенность рецептурного производства - это сложный многоуровневый процесс создания продукта из различных компонентов сырья, контроль норм вложений сырья, соблюдения правильного отражения движения полуфабрикатов между цехами. Большинство предлагаемых на тот период времени российских IT-решений прежде всего имело хорошую реализацию только аспектов торговли, в то время, как автоматизация производства и продуманная система управленческого учета являлась их слабой стороной. Именно поэтому мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения только зарубежных программ" - отметил Дмитрий Письменный, финансовый директор ОАО "Айс-Фили. В отличие от российских, зарубежные системы автоматизации более детально прорабатывают все производственные процессы, они уже содержат фиксированные процедуры реализации различных производственных процессов и стандартов. В дальнейшем это очень помогло предприятию одному из первых в отрасли пройти успешную сертификацию производства по стандарту ISO 9001:1994 у известной английской компании "MOODY int.".
Чаще всего за этими требованиями стоит высокая цена внедрения выбранного решения. Впрочем, почти все такие системы ориентированы, прежде всего, на крупные предприятия с оборотом свыше $50-100 млн. в год, поэтому в итоге был выбран вариант, оптимальный для малого и среднего бизнеса - система Microsoft Business Solutions-Navision, гибкая система, полностью отвечавшая всем требованиям "Айс-Фили".
Проект по внедрению осуществлялся компанией "Импакт-Софт", которая уже имела практический опыт внедрения системы Navision в России. Процесс внедрения начался в ноябре 2001 года. И уже в январе 2002 в строй был пущен первый участок - продажи, клиенты, склад. К февралю 2003 года уже все модули системы были налажены. В частности, была автоматизирована работа бухгалтерии, склада, отдела продаж, отдела закупок, а главное налажен учет производства и управленческий учет. На новый качественный уровень был выведен бухгалтерский учет компании. Сегодня вместо того, чтобы "бабушкиным" способом заполнять от руки карточки и накладные, вся документация на предприятии в ведется в единой системе. На качественно новый уровень была выведена и работа с поставщиками и клиентами, внедрена система управления отношениями с клиентами (CRM). Система позволяет отслеживать и контролировать действия, предпринятые в отношении каждого клиента компании, а клиент, в свою очередь, может самостоятельно разместить заказ на продукцию, в том числе и через интернет. В целом же внедрение системы обеспечило Айс-Фили свободу, необходимую для того, чтобы сфокусироваться на своем основном бизнесе.
Кардинальным образом изменилась работа склада и производства. При помощи системы руководство компании может более эффективно планировать закупки сырья, определять точки заказа и в любой момент получать информацию, где и на каком складе и в какой ячейке храниться та или иная продукция.
Результат
По словам руководства Айс-Фили, внедрение информационной системы уже в 2002 году дало существенный экономический эффект, измеряемый суммой не менее чем полмиллиона долларов США, за счет оптимизации остатков товарно-материальных ценностей, повышения оборачиваемости и оперативного учета расхода денежных средств посредством бюджетирования.