Skip to Content

Уссурийский бальзам

уссурийский бальзам
 
Автоматизация производства алкогольных напитков (рецептурное производство) на основе Microsoft Dynamics NAV


О заказчике
"Уссурийский бальзам" - крупнейший на Дальнем Востоке производитель алкогольной и безалкогольной продукции. Уже более ста лет "Уссурийский бальзам" является лидером в своей области. Производственная мощность ОАО "Уссурийский бальзам" позволяет выпускать ликеро-водочной продукции, безалкогольных напитков и минеральной воды до 3 млн. декалитров в год.

На протяжении всей своей истории ОАО "Уссурийский бальзам" выпускало не только ликеро-водочную продукцию, но и сложные композиционные напитки, производство которых требует наличия специального оборудования и высокой квалификации персонала - бальзамы и настойки, алкоголесодержащие и безалкогольные биологически активные добавки. Почти все рецепты уникальной продукции завода разработаны с участием российских ученых.

Ситуация
Девяностые годы прошлого столетия вошли в историю "Уссурийского Бальзама", как период бурного развития, реструктуризации, закупки нового, высокотехнологичного оборудования, сильным увеличением ассортимента завода. В тот момент информационная автоматизация на заводе носила местечково-лоскутный характер: использовались, преимущественно, различные приложения собственного производства.

Выбор решения
Высокая динамика бизнеса, растущий ассортимент выпускаемой продукции, большой объём продаж, большое число оптовых покупателей, связанный с этим документооборот и так же бухгалтерия требовали целостного решения, которое могло бы максимально оперативно предоставлять руководству максимально точную картину состояния производства, складов, продаж. Актуальная информация каждый день была уже стратегически необходима.

Руководство "Уссурийского Бальзама" и его отдел по ИТ пришли к выводу, что на тот момент удовлетворять всем этим требованиям могло только решение Microsoft Dynamics NAV, а именно его версия, называвшаяся Navision Financials 2.0. В качестве партнёра по внедрению был выбран "Импакт-Софт".

Решение
Проект начинался в 1999 году, когда в текущую версию Microsoft Dynamics NAV, называвшуюся в тот момент Navision Financials 2.0, не входил ныне штатный модуль "Производство", поэтому специалисты "Импакт-Софт" приняли решение построить производственную модель таким образом, чтобы использовать модифицированный и доработанный модуль "Управление складом" в котором все производственные операции осуществляются путём перемещения сырья/продукции из одной зоны хранения в другую (например, со склада сырья в разделочный цех, затем в производственный цех и далее на склад готовой продукции). Следует отметить, что с течением времени такая модель автоматизации производства себя оправдала: до сих пор многие производства, где внедряется Microsoft Dynamics NAV, базируются именно на модифицированном модуле "Управление складом", а не на модуле "Производство".

Краеугольным камнем рецептурного производства является, собственно рецептурная спецификация. На начальном этапе она была жёстко формализована: в систему, помимо перечня и количества ингредиентов, были занесены комментарии и инструкции, касающиеся производственного процесса и допустимые нормы отклонения (это особенность алкогольного производства).

Производство алкогольной продукции на "Уссурийском Бальзаме" состоит из трёх основных стадий: приготовление морсов и настоек, их смешивание с добавлением дополнительных ингредиентов (купажирование) и розлив готовой продукции. В модели выделено три основных "виртуальных" склада, каждому из которых соответствовал один из производственных цехов.

Для производства определённого концентрата/полуфабриката со склада сырья в кладовую производственного цеха, согласно норме рецептуры, выдают комплект необходимых ингредиентов, при этом при этом в системе учитывается перемещение этих ингредиентов, как со склада на склад.

Как только фиксируется процесс готовности концентрата/полуфабриката (после смешивания ингредиентов и их настаивания) и в систему ввели все дополнительные расходы сырья, в Microsoft Dynamics NAV этот комплект "превращается" в один новый продукт: ингредиенты списываются со склада "Первого" цеха, а на склад приходуется новый продукт. На данном этапе система позволяет контролировать отклонение фактической рецептуры от заданной, а также актуальную себестоимость продукции и её отклонение от плановой.

"Второй" цех (смешивание сырья изготовленного в "Первом" цехе с добавлением дополнительных ингредиентов (купажирование)) работает по такой же схеме что и "Первый": тут используется уже рецептура (спецификация) изготовления собственно спиртных напитков, по которой со склада выдаётся комплект необходимых для производства конкретного продукта морсов, настоек, концентратов, полуфабрикатов, сиропов и т.п.. После объявления продукта готовым и внесения сведений о дополнительно использованных ингредиентах, комплект "сырья" в системе "превращается" в готовую продукцию, путём списания сырья со склада-цеха и приходования готовой продукции на соответствующий склад.

Как ни странно, но даже процесс розлива - это тоже рецептурное производство: у каждой бутылки, выходящей с завода, есть свой "рецепт", в котором указаны такие параметры, как тип бутылки, тип/вид этикеток, норма залива в бутылку, информация о том, надо ли вкладывать какую-либо "начинку" (перец, траву и т.п.), какую акцизную марку нужно наклеивать и, наконец, что, собственно, заливать в бутылку. И в этом цеху производственный процесс завершается преобразованием в системе комплекта из бутылки, этикеток, акцизных марок, перцев и собственно напитка в один продукт, который перемещается на склад готовой продукции. Так же учитывается бой, брак и прочие причины выбраковывания "комплектующих".

После этой стадии можно уже точно просмотреть и оценить плановую и фактическую себестоимость продукта, в случае расхождения сверх нормы - можно легко разобраться в том, чья это вина и принять соответствующие меры.

Результаты
Одной из ставившихся задач был вопрос эффективного отслеживания запасов готовой продукции: у завода есть 4 филиала, занимающихся её оптовой продажей. На каждом из складов также используется Microsoft Dynamics NAV для учёта актуальных запасов. Ежедневно, при помощи специально настроенного механизма экспорта, на каждом из складов формируется специальный файл, в котором отражены все изменения за сутки. Файл передаётся по электронной почте или по модему на головное предприятие, где импортируется в систему. В результате, каждое утро руководство имеет перед собой самые актуальные данные по запасам готовой продукции и на основании этого осуществляет планирование производства на ближайшие дни (например, определяется, какой вид продукции будет сегодня разливаться и т.п.).

Эффективно был решён вопрос контроля себестоимости, стало легко определять уровень рентабельности производства каждого из продуктов, налажен контроль расхода сырья, как следствие - повысилась трудовая дисциплина. Новая информационная система помогла улучшить контроль подотчётных лиц, ответственных за сырьё в процессе приготовления (а цикл может занимать не один день).

Решена проблема работы с клиентами: полностью автоматизирован документооборот и минимизированы перемещения заказчика по заводу и складу: сначала присылается заказ на партию товара, партия резервируется в системе. Затем в "одном окне" заказчик, подтвердив оплату, получает весь немалый пакет документов (накладные, фактуры, сертификаты, пропуска и проч. - всё мгновенно печатается из Microsoft Dynamics NAV), в системе делается отметка о разрешении отгрузки товара со склада. Когда покупатель забирает товар - делается соответствующая проводка.

В настоящий момент внедрение системы полностью завершено и вот уже несколько лет, с 1999 года, система успешно функционирует на предприятии. В начале 2006 года было произведено обновление системы на более старшую версию.

На основе опыта организации рецептурного производства в "Уссурийском Бальзаме" было построено решение Impact-Soft Food Solution, внедрённое в таких компаниях, как "Айс-Фили", "Азбука Вкуса", "Campina" и ряде других.