Управление финансами
В финансовый блок стекается информация из всех остальных модулей, поэтому можно сказать, что он является "ядром" системы. Возможности этого блока могут быть расширены путем подключения к нему модулей "Торговля", 'Логистика", "Производство", "Проекты", а также дополнительных модулей, которые разработаны партнерами компании из разных стран мира.
План счетов
Система имеет структурированный план счетов. Помимо счетов для непосредственного проведения операций существуют разнообразные счета-заголовки и итоговые счета, помогающие сделать план счетов более наглядным и упростить работу с ним. По каждому счету можно установить валюты, в которых будут проводиться операции, обязательность разнесения операций к кодам аналитики, типы разноски, пользователей, имеющих права на выполнение операций по данному счету. В финансовых модулях системы Microsoft Dynamics AX, как и во всех остальных ее модулях полностью реализован принцип так называемого сквозного просмотра. Например, из плана счетов нажатием клавиши "Проводки" можно мгновенно начать просмотр проводок по счету и, выбрав проводку, перейти к просмотру всех проводок по конкретному бухгалтерскому документу, к просмотру и печати связанных первичных документов, а также к просмотру операций во всех модулях, имеющих отношение к данной проводке. Microsoft Dynamics AX позволяет вести учет деятельности сразу нескольких предприятий (филиалов, например), то система позволяет проводить операции между двумя компаниями. Для этого нужно настроить счета расчетов между компаниями, после чего можно, находясь в одной из них, создавать операции сразу в обеих компаниях. Выполняемые операции автоматически сохраняются в обеих компаниях.
Ведение журналов и многовалютный учет
Система позволяет организовать и вести любые журналы операций, необходимые пользователю. Применительно к каждому журналу можно указать валюту, в которой будут проводиться операции в этом журнале, коды аналитики для проводок, настроить необходимость одобрения операций перед разноской по счетам Главной книги конкретными пользователями. Многовалютная система Microsoft Dynamics AX предполагает ежедневное ведение курсов неограниченного числа валют. Все проводки в Главной Книге, а также проводки, вводимые через ее журналы и создаваемые автоматически по операциям в других модулях, содержат информацию:
- в исходной валюте проводки (например, немецких марках);
- в валюте налогового учета (например, рублях);
- в валюте управленческого/корпоративного учета (например, долларах).
Это дает возможность формировать по единому массиву данных отчеты для налоговых органов, корпоративные и управленческие отчеты, т. е. решать задачу так называемого двойного учета. В системе обеспечивается автоматический расчет и раздельное выполнение проводок по реализационной и внереализационной курсовой разнице.
Информация о поставщиках и клиентах
Картотеки клиентов и поставщиков хранят всю необходимую информацию, включая любое число банковских реквизитов, несколько адресов (адреса доставки, юридический адрес, адрес платежей), описание стандартных условий поставки и оплаты. Система позволяет по кодам клиентов и поставщиков гибко настраивать условия оплаты, фиксировать графики платежей и отслеживать частичные выплаты. Информация о банковских реквизитах автоматически используется при формировании платежных поручений. Для упорядочивания работы со счетами поставщиков а также учета и анализа задолженности в системе создан специальный механизм регистрации всех входящих счетов, их последующего одобрения и разноски по бухгалтерским счетам (или отмены). По одобренным счетам система может автоматически отслеживать сроки платежей и формировать предложения по оплате для дальнейшего утверждения пользователем. Функция автоматического расчета пени и штрафов (в соответствии с условиями контрактов, заключенных с клиентами) формирует письма-напоминания клиентам и, если нужно, начисляет сумму пени или штрафа на счет задолженности клиента. Как уже упоминалось, технология сквозного просмотра информации реализована во всех формах системы. Так, из карточки клиента можно мгновенно просмотреть все проведенные по нему операции, по каждой операции просмотреть бухгалтерские проводки, складские операции, напечатать исходный документ. На основе отраженных в карточке данных можно по шаблонам, созданным в Microsoft Word, автоматически подготавливать контракты с клиентами или другие документы. (Эта операция выполняется с помощью встроенного в систему механизма DDE.)
Бюджетирование, планирование и консолидация данных
Система бюджетирования, существующая в Microsoft Dynamics AX, позволяет создавать самые разнообразные бюджеты (в терминологии системы - модели), Например, можно составлять бюджеты на любой период (на один период времени может быть составлено неограниченное количество бюджетов - оптимистический, пессимистический, уточненный и т.п.). Бюджеты можно составлять в любой валюте. В системе имеется функция для автоматического создания бюджетов посредством периодического повторения бюджетных позиций, или распределения бюджетных сумм по финансовым периодам с помощью задаваемых пользователем ключей распределения. Связав бюджетные позиции между собой и указав правила, по которым устанавливается эта связь, пользователь может сформировать бюджетную модель для выполнения анализа типа "что, если". Бюджетирование можно осуществлять на уровне счетов Главной Книги, отдельных клиентов и поставщиков, групп клиентов и поставщиков. Функциональность финансового планирования дает возможность отслеживать по каждой фактической и бюджетной операции планируемые поступления наличности и расходы, а также условия оплаты. Для анализа фактических и бюджетных данных в системе имеется специальный графический инструмент, который помогает строить графики любого вида - гистограммы, объемные и круговые диаграммы и т.д. Система обеспечивает возможность хранения и использования данных, общих для всех компаний, без многократного ввода в систему одной и той же информации. Эта возможность реализуется с помощью так называемых виртуальных компаний. Например, несколько компаний в Аксапта могут пользоваться одним планом счетов или картотекой валют. Функциональность консолидации данных позволяет объединять финансовую информацию неограниченного числа компаний, включая и бюджетные.
Отчетность
В системе имеются готовые отчеты применительно к большинству типичных бизнес-процедур: список проводок, сальдовая ведомость по бухгалтерским счетам, график задолженности по клиентам или поставщикам, выписка из счета контрагента и т.д. Для формирования других отчетов в системе (помимо средств разработки) существует 2 генератора отчетов (стандартный и российский). Стандартный генератор позволяет формировать и хранить различные виды отчетов, источником информации для которых служат бухгалтерские проводки и данные бюджетных моделей. Критерием выбора данных для отчета могут быть дата, номер проводки, коды аналитики, номер счета или корсчета, валюта операции, пользователь, создавший проводку и многое другое. Этот механизм позволяет на базе исходного плана счетов, подготовленного в соответствии с российским законодательством и предназначенного для первичного учета в рублях, создавать отчетность в корпоративных и международных стандартах (IAS, GAAP, SSAP и т.д.), причем содержащую данные в требуемой валюте, например, долларах. Генератор российских отчетов позволяет формировать отчеты с использованием приложений MS Word и Excel. Использование такой технологии позволяет быстро модифицировать шаблоны документов, например, при изменении формата отчета, а также корректировать отчет вручную уже в документе MS Word или Excel, создавать отчеты на языке, отличном от языка работы в системе.
Гибкость и настраиваемость системы
Для пользователя не составит большого труда установить нужную длину кода номера счета, а также кодов клиента и поставщика: в течение нескольких минут он может изменить первоначальную длину на любую требуемую. Благодаря объектно-ориентированной архитектуре , реализованной здесь технологии IntelliMorph © путем изменения параметра исходного типа данных осуществляется мгновенная перестройка всей системы, в том числе форм и отчетов. Как и во всех остальных модулях системы, отображаемые на экранных формах поля можно настраивать для каждого пользователя. Можно также создать для одного пользователя несколько "профилей" рабочего места и хранить их в системе. Среда разработки MorphX © обеспечивает неограниченные возможности контроля над всем инструментарием системы: пользователь может добавить в нее новые справочники, функции обработки, новые функциональные элементы. Объектно-ориентированное построение системы и концепция слоев позволяют решить задачу обновления версий и переноса в модифицированную версию изменений, сделанных для конкретного клиента.
Основные характеристики модуля "Финансы"
- Ведение расчетов с контрагентами (клиентами, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами - налоговыми органами, таможней и т.д.)
- Регистрация поступивших счетов, специальный цикл обработки для одобрения счетов поставщиков
- Ведение банковских операций, включая регистрацию поступающих от клиентов платежей и перечисление денежных средств поставщикам
- Печать платежных поручений и выверка операций по банковской выписке
- Проведение взаимозачетов и бартерных операций
- Ведение кассовых операций, включая подготовку расходных и приходных ордеров и кассовой книги
- Учет расчетов с подотчетными лицами
- Работа с налогами в специальной налоговой подсистеме - настройка произвольных типов налогов (НДС, НСП, пошлины)
- Начисление налогов по операциям и последующая уплата налогов в стандартном механизме расчетов с кредиторами
- Многовалютный учет: конвертация валют, проводки по курсовой/суммовой разнице, двухвалютная Главная Книга
- Телебанкинг
- Финансовое планирование, в том числе прогнозирование ликвидности и бюджетирование
- Консолидация данных различных компаний холдинга; поддержка неограниченного числа компаний в одной базе данных.